Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

КВИТОКСКАЯ СОШ №1

__________________________________________________________________

УЧЕНИКАМ

Советы психолога по выбору профессии

Как выбрать профессию по темпераменту?

Темперамент и профессия. Возможно ли идеальное сочетание?

Пришло время всерьез задуматься о твоей будущей профессии? Родители хотят видеть любимое чадо успешным адвокатом, дед мечтает, что ты пойдешь по его стопам и будешь хирургом. Тебя же привлекает работа в шоу-бизнесе. Не удивительно – это престижно, модно. Но твой лучший друг поступает в кулинарную академию, может продолжить обучение «за компанию»? Возможно, одна из этих профессии действительно подходит тебе. Но как сделать выбор наверняка?

Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: от твоих интересов, способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются  неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии. Каким образом?  Попробуем определить к какому типу темперамента, а их четыре (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), относишься ты.

Любишь трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами ты склонен переоценивать свои возможности, но это не страшно. Ты быстро включаешься в работу и  всегда все доводишь до конца. Стремишься к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Говорят, что ты напорист, но недостаточно настойчив.

ВЫВОД: ТЫ ХОЛЕРИК.

Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет.

Рекомендуемые профессии:

телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер,

строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.

Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.

Среди одноклассников ты выделяешься высокой работоспособностью, легко сосредотачиваешь внимание. Параллельно выполнять несколько дел – проще простого. Легко загораешься новой работой, но также быстро теряешь к ней интерес. Увы, не способен вникать в детали и не переносишь однообразия и монотонности. Зато проявляешь организаторские способности и быстро осваиваешь новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без твоего участия.

ВЫВОД: ТЫ САНГВИНИК.

Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Не удивительно, подобный темперамент, как правило, характеризует расчётливого человека. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому профессию ткача, делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить.

Рекомендуемые профессии:

менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель,организатор, продавец, официант,инженер-технолог и т.д.

Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники.

Не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха ты достигаешь за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – твоя фишка. Если тебя не будут торопить, продумаешь все мелочи и доведешь дело до идеала. Но ты не стремишься брать на себя обязанности лидера, поэтому тебя нередко называют неинициативным. Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают тебя, а суета может довести до депрессии.

ВЫВОД: ТЫ ФЛЕГМАТИК.

На первый взгляд отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость.

Рекомендуемые профессии:

механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Среди великих умов этой категории: И.А.  Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.

Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати. Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя невероятно тонким и наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть.

ВЫВОД: ТЫ МЕЛАНХОЛИК.

Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.

Рекомендуемые профессии:

педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков,композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.

Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.

Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.

Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил.

Выбирайте будущую профессию с умом и любовью к себе,

тогда и рабочее время будет проходить интересно и с пользой.

Анкета по типам интеллекта

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить вашу склонность к тому или иному типу деятельности, что может помочь вам в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структуре интеллекта, изложенных в теории Говарда Гарднера.

Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют:

  1. Я умело работаю с предметами.
  2. У меня хорошее чувство направления.
  3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
  4. Я могу легко запоминать слова песен.
  5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
  6. Я всегда делаю все поэтапно.
  7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
  8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
  9. Я хорошо учусь, слушая других.
  10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
  11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
  12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
  13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
  14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
  15. Перед тем как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
  16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
  17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
  18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню, или которые я придумал.
  19. У меня богатый словарный запас.
  20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
  21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
  22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
  23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
  24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
  25. Меня легко вывести из себя.
  26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
  27. Я люблю сочинять музыку.
  28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты, подсчитав сумму по каждому типу:

Лингвистический – 5, 9, 19, 20

Математико-логический – 6, 11, 22, 28

Визуально-пространственный – 2, 12, 18, 24

Музыкальный – 4, 10, 17, 27

Межличностный – 3, 8, 13, 23

Внутриличностный – 7, 15, 16, 26

Кинестетический – 1, 14, 21, 25

Описание типов:

Описание Рекомендуемые виды деятельности
Лингвистический
  • Любят писать, читать и слушать.
  • Им нравится рассказывать истории.
  • Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию.
  • Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова».
  • доклады,
  • хоровое чтение,
  • устные ответы,
  • ролевые игры и др.
Математико-логический
  • Быстро решают арифметические задачи,
  • любят анализировать данные, строить прогнозы.
  • Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры.
  • Быстро распознают причины и следствия.
  • построение логических цепочек,
  • построение графиков,
  • эксперименты,
  • «карты памяти»
Визуально-пространственный
  • Мыслит образами и «картинками».
  • Обожает рисовать, красить, лепить.
  • Хорошо воспринимает карты и диаграммы.
  • Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии.
  • рисование схем и карт,
  • составление таблиц
  • раскраски и дорисовки,
  • незаконченные предложения
Музыкальный
  • Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде.
  • Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии.
  • Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение.
  • Имеют хорошее чувство ритма.
  • пение,
  • хоровое чтение,
  • двигательные упражнения
Внутриличностный
  • Погружены в свой мир.
  • Демонстрируют чувство независимости.
  • Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой.
  • Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.
Межличностный
  • Любят всегда быть в кругу людей.
  • Имеют много друзей.
  • Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы.
  • Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими.
  • Являются посредниками во время дискуссий и споров.
  • Как правило, хорошо понимают чувства других людей.
  • Ролевые игры,
  • дебаты, дискуссии,
  • работа в малых группах,
  • работа в роли проверяющего,
  • интервьюирование,
  • участие в театральных постановках и др.
Кинестетический
  • Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами.
  • Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят.
  • Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним.
  • Умелые рукодельники
  • Ролевые игры,
  • двигательные упражнения,
  • спорт,
  • лепка,
  • танцы и др.