Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их
результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в
трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется
сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта
информация поможет совместно создать план подготовки,- на какие предметы
придется потратить больше времени, а что требует только повторении.
Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»).
Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
• Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит
подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние
двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку
репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов
вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы.
Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от
лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и
объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или
родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику
отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий.
Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и
об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или
неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал
короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, –
лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник
обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед
экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка
сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором
или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому
препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
• Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе
провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не
осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь
возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно
сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».