Контрольно-оценочная деятельность на уроках русского языка
Контрольно — оценочная деятельность на уроках русского языка
Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу. Основной целью контроля и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учащимися программного материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по русскому языку.
Поэтому в первый месяц обучения мною проводился входной контроль. Он позволяет определить уровень подготовленности каждого обучающегося (низкий, средний) и выявить пробелы в знаниях, которые мешают успешно осваивать материал. Один из принципов оценочной деятельности это Оценивание является постоянным процессом
Учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке
Подготовку начали с сентября месяца. Проработав с детьми подобные задания, выяснили, что у нас получается хорошо, а над чем ещё надо поработать.
После чего оформила листы учёта и контроля знаний в виде таблицы
Такая обработка результатов позволяет увидеть:
по горизонтали – учет и коррекция усвоения тем по месяцам
по вертикали – формирование умений по данной теме
Как написать ВПР на отлично? | Учет пробелов(Корректировка образовательного маршрута обучающегося. | ||||||||
Формирование умений | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | |
1 | Умение распознавать части речи | ||||||||
2 | Умение распознавать главные члены предложения | ||||||||
3 | Умение распознавать правильную орфоэпическую норму | ||||||||
4 | Умение классифицировать согласные звуки | ||||||||
5 | Умение распознавать значение слова | ||||||||
6 | Умение подбирать к слову близкие по значению слова | ||||||||
7 | Умение классифицировать слова по составу | ||||||||
8 | Умение распознавать имена сущ-е в предложении и распознавать их грамматические признаки | ||||||||
9 | Умение распознавать имена прил-е в предложении и распознавать их грамматические признаки | ||||||||
10 | Умение распознавать глаголы в предложении | ||||||||
11 | Умение распознавать основную мысль текста | ||||||||
12 | Умение составлять план прочитан | ||||||||
13 | Умение строить речевое высказывание заданной структуры в письменной форме по содержанию прочитанного текста |
А вот так таблица выглядела к концу года, ребята сами вели учет своих ошибок, показывали мне, я корректировала, помогала, давала дополнительные задания, где они требовались, но старалась, чтобы сами дети захотели их выполнить ( 10 заданий мы выполняли на уроках русского языка, а 3 последних в основном на уроках литературного чтения)
На уроках применяла разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся (тестирование, срез знаний, самостоятельная работа, контрольная работа). Для более прочного усвоения знаний, навыков использовала различные карточки. У меня есть банк заданий, и в интернете таких заданий очень много
При подготовке к проверочной работе по русскому языку мы много внимания уделяли умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках я постоянно использовала орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Большую ценность имеют языковые разминки: орфографические, морфологические, лексические, морфемные и т.д. – служащие своеобразным прологом к уроку, включающим младших школьников в активную деятельность. Они проходили в основном в форме игр.
Для отработки заданий из второй части мы использовали дополнительную литературу и интернет-ресурсы. Своих учеников я приучала работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами. На учи ру Ребята прорешивали тесты в режиме онлайн, чтобы ученик мог объективно себя оценить и соотнести уровень своей подготовки с эталоном.
Чем хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.
Ещё особое внимание я уделяла работе над развитием речи, потому что в проверочных работах очень много заданий творческого характера, таких как «Напиши письмо другу», «Составь приглашение на день рождения», или «Поздравь маму с праздником», а это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей. Поэтому, начиная с первого класса, на занятиях это стало системой нашей работы по развитию речи.Много внимания уделяла работе над сочинением и изложением.
Учитывая опыт прошлых лет, также активно организовала работу по формированию читательской компетентности. Вспомните работы, когда по содержанию одного текста нашим детям предлагается ответить на ряд вопросов. И как показывает практика, такая работа вызывала у ребят затруднения, им, в первую очередь, не хватало времени.
Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам велась постоянно, но я старалась часто не употреблять эти магические буквы. Чтобы дети не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или, как ещё принято выражаться, «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы. Ведь основными целями контрольно-оценочной деятельности являются
Активизация учебно-познавательной деятельности каждого учащегося
Самооценка уровня усвоения материала «Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков».
Поэтому, считаю, что такая форма учета и контроля знаний учащихся помогла готовить ребят к ВПР
Деятельность учителя является одной из главных составляющих, которые содействуют саморазвитию обучающегося. Именно учитель развивает у младших школьников оценочную самостоятельность и умение рефлексировать.
Для успешной организации оценивания учебных достижений младших школьников необходимо развивать у них умение проводить самоанализ и самоконтроль, потому что оценивание будет эффективным только тогда, когда в нем будут участвовать как педагог, так и обучающийся.
Ну и, конечно, хочется сказать, что помощь и поддержку оказывали родители учеников. Они были готовы прийти на помощь, контролировали домашнее задание и поддерживали ребят добрым словом.